13 октября совет министров Кипра на внеплановом заседании принял решение о закрытии программы гражданства за инвестиции. Столь спешное решение стало результатом публикации журналистского расследования катарского телеканала Al Jazeera, которое выявило коррупционные схемы в рамках программы. Однако, давление на программу оказывалось давно. Претензии к программе гражданства выдвигались Европейским Парламентом, Еврокомиссией, Организацией по Экономическому Сотрудничеству и Развитию, Негосударственной Организацией Transparency International и множеством СМИ.
Год назад уже разразился крупный скандал вокруг коррупционных схем в рамках мальтийской программы инвестиционного гражданства, повлекший за собой политические пертурбации и отзыв лицензий у юристов. Власти Мальты хотят перезапустить программу гражданства существенно ужесточив условия. Новые условия, в частности, предусматривают однозначные обязательства по фактическому проживанию в стране и контроль за исполнением этого условия. Новые правила программы находятся на рассмотрении Еврокомиссии и ожидают одобрения. Когда они будут одобрены и будут ли одобрены в принципе – остаётся неясным.
Желающие получить гражданство Кипра по инвестиционной программе всё ещё могут сделать это подав соответствующую заявку до 1 ноября 2020. Для тех, кто чист перед законом, такая возможность ещё сохраняется. Когда, на каких условиях, и появится ли ещё возможность получить гражданство ЕС в ускоренном порядке через инвестиционные программы – с уверенностью не может сказать никто.
Множественные интересы
Программа гражданства за инвестиции в том виде, в котором она просуществовала последние 6 лет, рассматривалась как особая мера по выходу из экономического кризиса и стимулированию экономического развития. Фактически целью программы было помочь крупным игрокам рынка недвижимости исполнить свои обязательства перед банками и рекапитализировать банковскую систему. Но вокруг крупных финансовых потоков неизбежно возникло множество различных групп интересов. А также возникло немало тех, чьи интересы оказались ущемлены.
Претензии к программе из-за коррупционных рисков возникали у различных представителей международного сообщества. Теперь эти риски получили подтверждение. Многие не сомневаются, что расследование Al Jazeera раскрыло лишь верхушку айсберга. В таком случае в политических и деловых кругах Кипра есть достаточное количество сил, не заинтересованных в дальнейших расследованиях программы. Им проще смириться с полным закрытием программы, чем ратовать за её возобновление и рисковать, что их злоупотребления будут раскрыты.
Международное сообщество также не заинтересовано в продолжении действия таких программ. Перезапуск программы должен будет получить согласование и одобрение Еврокомиссии и других инстанций. Прохождение всех бюрократических процедур не будет формальностью и займёт немало времени. Если, конечно, перезапуск программы будет запланирован. Весной 2021 намечены парламентские выборы. Пока что на острове идут серьёзные политические пертурбации. Глава парламента уже заявил о своей отставке, хотя ещё два дня назад говорил лишь о временном сложении полномочий до окончания прокурорского расследования. До стабилизации политической ситуации тема программы гражданства является токсичной, а значит вероятность её перезапуска раньше весны-лета 2021 минимальна.
За деревьями леса не видно
Отмена программы гражданства решает одни проблемы, но неминуемо создаёт другие. Благодаря этой программе Кипр смог досрочно вернуть кредиты, взятые на восстановление экономики. Официально доля программы в ВВП страны оценивается в ~1,3%, что не выглядит критичным. При этом по статистике программа гражданства способствовала созданию около 3000 рабочих мест, по большей части в сфере строительства и недвижимости. Для острова с официальным населением около 850,000 человек это существенно.
Не похоже, что официальная статистика учитывает мультипликаторный эффект и влияние программы гражданства на все смежные отрасли. Помимо непосредственно строительной сферы, программа влияла также на сферы юридических и аудиторских услуг, туристические потоки и т.д. Скептики скажут, что доля туризма, приходящаяся на соискателей на получения гражданства в общем потоке, приближавшемся к 4 миллионам человек в год, была незначительной. Однако, за один день каждый такой турист мог потратить на острове сумму, превышающую недельные расходы многих туристов.
Реальное влияние закрытия программы гражданства на экономику станет понятно в обозримом будущем. На фоне общего экономического спада, вызванного пандемией, сложно будет определить, что именно оказывает влияние. Однако, причастные к программе гражданства будут указывать на серьёзность последствий от её сокращения. Внутреннее давление от различных групп экономических интересов, непричастных к коррупционным схемам, будет нарастать. Общий экономический спад на Кипре создаст дополнительную нагрузку на ЕС в целом. Это может способствовать готовности ЕС, Еврокомиссии и других международных структур одобрить повторный запуск программы, но с пересмотром условий в сторону ужесточения требований и контроля.
Общее оздоровление
Как и в случае с программой гражданства Мальты, стоит ожидать появления требования о фактическом проживании на Кипре достаточно длительное время – не менее одного года. Минимальные сроки получения гражданства также будут увеличены и официально составят не менее года. Соискатели на получение гражданства будут проходить тщательные проверки с привлечением международных экспертов. Данное требование уже успели внедрить на Кипре. Однако исполнителей этих проверок могут назначить извне, а не на основании государственного тендера. Также может появиться требования о публикации имён новых граждан Кипра, как это делается на Мальте.
Количество вариантов объектов для инвестиций может расшириться, чтобы устранить перекос в сторону недвижимости. Возможно возникновение дополнительных квот для инвестиций в различные инструменты. На рынке недвижимости может появиться система государственной аккредитации проекта для его участия в программе гражданства. Такая практика существует в других странах, например, в Черногории. Это позволит устранить перекос в сторону дорогих проектов элитной недвижимости, который особенно проявился в Лимассоле в виде проектов высоток. Аккредитации будут подлежать по большей части проекты, нацеленные на развитие туристической отрасли. Гостиницы, либо туристические апартаменты были в дефиците из-за чего часть возможного туристического потока шла в другие направления.
Важным требованием для борьбы с коррупционностью программы станет борьба с конфликтом интересов. Владельцы компаний, работающих в рамках программы гражданства, не должны будут занимать государственные должности. В первую очередь это коснётся юридических и девелоперских компаний. Система аккредитации агентов по программе также будет ужесточена.
Официальная аккредитация позволяла застройщикам и агентствам недвижимости подавать документы на гражданство своих клиентов и представлять их интересы в государственных инстанциях. По большей части такая аккредитация получалась как маркетинговый ход, а всю работу с госорганами осуществляли юристы. В дальнейшем аккредитация сохранится только у юристов и для них будет введён дополнительный кодекс этики. Нарушения и злоупотребления в рамках программы будут караться не только лишением аккредитации, но и лишением права на осуществление юридической деятельности в принципе.
Все эти изменения лишь возможные требования, которые будут предъявлены к кипрской программе гражданства для её возобновления. Наличие спроса на такого рода программы очевиден, а спрос рождает предложение. Отрасль программ гражданства и ВНЖ за инвестиции разрослась и широко распространилась на международном уровне. Если не Кипр и Мальта, то другие страны будут прилагать усилия, чтобы запустить свои программы, учитывая опыт этих стран и избегая их ошибок. Все будущие программы будут подлежать строгому регулированию извне и контролю изнутри.